В первый же вечер пошли на площадь Тьянанмень. Приходим и видим много народу, детишек с красными флажками в руках, и все стоят и благоговейно смотрят куда-то. Такое впечатление, что вот-вот начнется торжественный парад в лучших тоталитарных традициях. Оказывается, народ пришел лицезреть сакральный ритуал КНР: ежедневный спуск флага.
Прямо на территоррии Запретного Дворца имеется Старбакс. Стоя в очереди, услышал там традиционную китайскую фразу: "Мончик, возьми мне кофэ!" Театр закрывается: нас всех тошнит.
Практически в центре, рядом с крупными магазинами, есть улица, где в вечернее время открываются лотки, с которых торгуют лепешками, пельменями и вообще самой разнообразной снедью (от острых бараньих шашлыков, кальмаров и креветок до экзотики типа змей, скорпионов и тутового шелкопряда), нанизанной на тонкие деревянные палочки. Все готовят прямо при тебе. Кругом шипят сковороды и стоит специфический, скажем так, запах. Попробовал жареную змею: нечто белое резиноподобной консистенции, фундаментально несъедобное. Дабы подавить воспоминания, пришлось заесть. В ход пошли: бараний шашлык с жгучим красным перцем (1 шт.), жареные пельмени с зеленым луком (8 шт.) и сладкий колобок из риса с начинкой из красной фасоли (1 шт.)
Нашли еще тибетский ресторан и бар. Тибетцы пьют ячменное вино. Гадость неописуемая -- мутная прокисшая жидкость. Зато подают в узорчатом медном чайнике и наливают в медные же бокалы. Пришлось запить водкой. Еще они пьют совершенно неудобоваримый чай с солью и яковым маслом. Света даже отважилась сие попробовать (из соображений до сих пор неясных), за что народ весь вечер над ней издевался.
По дороге от главного ламаистского храма к полуразрушенному храму Конфуция купили в крохотном кафе штук двадцать свежеприготовленных пельменей с мясом и зеленым луком, за 4 юаня (50 центов). Шли по узкой замусоренной аллее и с удовольствием уплетали горячие пельмени из целлофанового пакета.
В храме Конфуция полный беспорядок, кругом стоят фанерные ящики и верстаки с изрядно запылившимся столярным инструментом. Зато в огромном павильоне, вроде теплицы, видели длинные ряды каменных плит, именуемые "лесом тринадцати классических текстов".
Специи на заметку: сычуаньский перец-горошек. На самом деле, это высушенные и обжареные ягоды растения из семейства цитрусовых. От него приятно немеет во рту. До недавнего времени был запрещен к ввозу в США в связи с какой-то растительной эпидемией. Сейчас, вроде бы, запрет сняли.
Нет глобализации без локализации. Многие думают, что глобализация это когда в других странах пытаются сознательно копировать пресловутый "американский образ жизни". А вот и нет: глобализация это когда этот самый образ копируют бессознательно, и при этом уверены, что придерживаются своих традиций. Вот, например, в одном ресторане попросили, чтоб нам принесли какого-нибудь китайского пива. К всеобщему недоумению, официантки принесли Будвайзер и были при этом уверены, что, раз это продукция Китая (на этикетке так и было проставлено), то какие могут быть вопросы? Будвайзер -- китайское пиво.
Всего один раз лицезрели прекрасное: мужик рисовал на асфальте водой иероглифы. Мы несколько раз возвращались с фотоаппаратом на то же самое место, но, увы, находили там только полувысохшие знаки.